#Алёна Степичева: «Быть специалистом только в своей области знаний недостаточно!»

До этого интервью, мы не были знакомы. Передо мной уверенная в себе женщина, совсем не вписывающая в привычный образ преподавателя. Все встало на свои места после фразы «Я не считаю себя преподавателем. Я, скорее, человек от бизнеса ― руководитель и собственник небольшого предприятия».


Алена Борисовна, сколько лет Вы занимаетесь педагогической деятельностью?

— 15 лет назад я прошла обучение в Открытом университете Великобритании дистанционно. С тех пор сама являюсь там тьютором курсов «управление организацией и персоналом» «открытие стратегии». Участвую в президентской программе подготовки руководителей, МВА-программах, веду курсы «общий менеджмент», «лидерство», «эффективные коммуникации». Со студентами я работаю совсем немного.

Вас можно назвать дистанционным преподавателем?

— Я не считаю себя преподавателем. Я, скорее, человек от бизнеса ― руководитель и собственник небольшого предприятия, а в прошлом специалист в области права и налогообложения.

Поясните.

— Я сама очень люблю учиться, потому что понимаю, что мир стремительно изменяется, и того, что я умею сегодня, недостаточно, чтобы быть востребованной завтра. Общаясь со студентами и слушателями программ дополнительного образования, развиваюсь сама как руководитель и, надеюсь, полезна им. Студент, слушатель интересует меня как будущий сотрудник организации. Я хочу понять, как с ним взаимодействовать, чтобы получить результат.

Что, на Ваш взгляд, для этого необходимо?

— Обучение обязательно должно быть эмоционально окрашенным, позитивным, ведь преподаватель сегодня — не основной источник знаний. Моя задача возбудить интерес к теме, например, через активное взаимодействие, игровые элементы, коучинг. Наверное, таким образом я передаю свою любовь к обучению. А выбор, какой стратегии придерживаться в применении полученного, остается за студентом.

Вы, насколько я поняла, сторонница дистанционного обучения. На Ваш взгляд, дистанционные технологии не ограничивают преподавателя?

— Ничто не может быть наилучшим во всех ситуациях. Например, я предпочитаю слушать живую классическую музыку и смотреть подлинники картин великих художников. В этом есть своя особая энергия и атмосфера. Но когда мне нужна информация или знания, я предпочитаю удобное для себя время и место.

Лекция в аудитории читается каждый раз по-разному. Не является ли большим минусом дистанционного обучения размещенная на портале лекция в формате текста или видео?

— Я думаю, что нет. Например, есть театр, а есть кинематограф. Лекция в дистанционном формате, как кино, ― готовый продукт, существующий отдельно от его разработчика. Она тоже может достигать своей цели, но она должна быть другой. Важна идея и выбор такой формы подачи, чтобы она не поблекла. Я уверена, что изображение лектора на экране совсем не обязательно. Это может быть анимация, видео, презентация. И я не разделяю опасений преподавателей быть «ненужными». В отличие от, например, художественного фильма, выпущенного в прокат, у нас всегда есть возможность совершенствования, обновления и формы, и содержания представляемого материала.
Сегодня, наверное, стоит говорить и о новом типе преподавателя ― преподавателе-разработчике, обладающем другим набором компетенций. По-другому должна рассчитываться нагрузка и оплачиваться труд такого преподавателя. Например, в 3-минутный анимационный фильм можно уложить 1,5-часовую лекцию. Но на его создание потребуется 24 часа. Однако в результате студент получит в компактном и доступном для понимания виде эмоционально насыщенный сложный теоретический материал.

Есть ли какой-то принцип, которым Вы руководствуетесь в жизни?

— Я возьмусь за любое дело, в том числе и совершенно новое для себя, только тогда, когда понимаю, что могу быть полезна.

Что бы Вы могли пожелать молодым преподавателям?

— Быть специалистом только в своей области знаний недостаточно. Необходимо знать педагогику, психологию, быть немного писателем, сценаристом, актером, радио- и телеведущим, ... Мне, например, очень помогает в развитии изучение истории, в том числе истории искусства. А самое главное необходимо любить то, чем занимаешься, делать это увлеченно и с радостью.

Если немного пофантазировать, каким Вы видите образование будущего?

— Я открыла для себя Московский международный салон образования — одну из ведущих площадок для презентации лучших мировых практик в сфере образования. В прошлом году в основном говорили о геймификации, дистанционном и смешанном обучении. В этом году было уделено большое внимание семейному образованию. Я считаю, что за этим большое будущее, поскольку именно в семье закладываются ценности личности.