Мы признательны Сергею Александровичу Богатенкову за отклик на наш призыв поделиться информацией об интересном педагогическом опыте коллег. Благодаря его неравнодушию мы получили еще одно свидетельство неординарности профессорско-преподавательского состава нашего университета.

#Вадим Костерин: На первом курсе мы получаем детей, а выпустить должны специалистов

В поисках новых путей решения проблем мы часто отправляемся далеко за пределы не только родного вуза, но и Отечества. Может быть, стоит оглянуться вокруг, чтобы увидеть, что решения уже есть и гораздо ближе, чем мы думаем.

Представляем опыт Вадима Валентиновича Костерина, директора Инженерного центра корпоративных информационных систем Высшей школы экономики и управления ЮУрГУ, человека с глубоко встроенной вовнутрь потребностью, не останавливаясь, двигаться вперед, способностью смело раздвигать рамки своих дисциплин и, заражая своими идеями, вовлекать в этот процесс не только своих студентов, но и своих коллег.

Вадим Валентинович, Вы разработали и успешно применяете в учебной деятельности электронные дневники студента. Как родилась идея их создания? какие плюсы от его внедрения получает преподаватель, а какие студент?

― Мотивов создания много. Я назову несколько из них: экономия своего времени; системность при формировании учебного контента; постоянный доступ к методическим материалам; оперативная реакция на новинки технологии, которые попадут в учебники только через несколько месяцев или лет; разнообразие и богатство методического материала, тексты, видео, иллюстрации, аудио, программы и прочее, прочее, прочее; оперативная связь и управление аудиторией; статистика посещаемости студентов; открытость оценки знаний студентов ― нет вопросов «почему у Пети пять, а у меня три»; смелость студента: при виртуальном общении пропадает стеснительность, они больше задают «глупых» вопросов, которых при обучении не бывает.

Прозрачность, объективность, динамичность, оперативная обратная связь, ... ― это те бонусы, которые получает и студент, и преподаватель.

И не только они. Так, например, дневники наших студентов привлекли внимание С. Г. Яремчук как представителя потенциальных работодателей. Выступая в нашем вузе, она отметила приблизительно следующее: «Я никогда не принимаю на работу только на основании цвета обложки диплома или грамотно составленного резюме. Я должна увидеть, что человек реально умеет делать самостоятельно».

Что может предъявить студент сразу после окончания вуза? Не отдельный студент, а каждый. А дневник — это его портфолио.

Что собой представляет дневник?

— На практике это учебный сайт виртуальной группы, где преподаватель размещает необходимые учебные материалы и задания, и персональные сайты студентов, размещенные на открытых бесплатных ресурсах, где они могут публиковать результаты своего труда.

Но ведь изучение любой дисциплины ограничено во времени.

— Речь идет о сопровождении студента на протяжении всего обучения. В нашей специальности «информационная безопасность», мы должны быть готовы к тому, что то, что студент узнал как новое и передовое на 1-м курсе, к концу обучения может безнадежно устареть. Дневник позволяет постоянно держать его в курсе последних тенденций в развитии информационных технологий.

Это под силу одному преподавателю?

— Конечно, это должна быть планомерная коллективная работа. Но, к сожалению, сегодня не все преподаватели к ней готовы. И поэтому сегодня успех определяется энтузиазмом и инициативой преподавателя. Кроме того, этот труд никоим образом не учитывается в учебной нагрузке, т. е. не оплачивается.

Вы можете на конкретных примерах проиллюстрировать дневник в действии?

— Интересным, на мой взгляд, был опыт совместной деятельности с кафедрой иностранных языков (зав. каф. Е. Н. Ярославова) в период летней учебной практики студентов. В дневнике я размещал порядка 300 ссылок на актуальные с точки зрения специальности научные статьи на английском языке, а студенты должны были опубликовать свой перевод в дневнике. Тьюторы пристально следили за тем, чтобы статьи у студентов не повторялись. Сначала перевод просматривали преподаватели английского языка, делали замечания, и только после их одобрения переведённая статья автоматически попадала в ленту общего дайджеста. Таким образом, появился коллективный электронный журнал «ИТ-Практика» В результате каждый из преподавателей достигал целей своей дисциплины, а студент приобретал практические навыки специалиста.

В процессе работы над эссе «Бизнес-информатика — это круто» студент, в частности, должен обратиться к Отчёту Сколковского форсайта, где представлены новые профессии, которые потребуют зарождающиеся технологии; определены компетенции специалистов, которые будут востребованы в ближайшие 15-20 лет. Этот опыт помогает студентам осознать место своей будущей профессии в изменяющемся мире.

В дневнике мы используем тесты Белбина для решения управленческих задач и формирования эффективных команд для реализации проектов, например курсовых, проводим конкурсы, даем полезные ссылки. Свобода в выборе формы выполнения отдельных заданий мотивирует студента на творческое решение, а значит, мы частично снимаем проблему выполнения под копирку.

Вы сказали, что одно из преимуществ дневника — это его открытость. Значит ли это, что многие материалы в открытом доступе?

— Я уже отмечал, что наши студенты имеют два дневника: первый ― свой собственный, и второй ― учебный университетский. Так вот, доступ к учебному сайту ограничен. Но стоит ли так бояться закрытости. Я, например, глубоко уверен, что преподаватель — профессия публичная, и он просто обязан иметь личный сайт, где будет формировать свой «розовый» образ. Сегодня 80 % информации человек получает через Интернет, и абитуриент не исключение. Привлекательность вуза зависит и от того, насколько интересные в нем преподаватели.

Одним из направлений работы современного вуза — это привлечение заинтересованного абитуриента посредством открытых онлайн-курсов. Насколько перспективным Вам кажется это направление?

— Ну, только если они будут сделаны на уровне передач «Очевидное-невероятное» или «Хочу все знать». Помните...

О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
А. С. Пушкин

Орешек знаний твёрд, но всё же
Мы не привыкли отступать!
Нам расколоть его поможет
Киножурнал «Хочу всё знать!»

Да, это были действительно увлекательные передачи обо всем на свете. Надеюсь, что вузы смогут создать что-то подобное. А как Вы относитесь к использованию преподавателем социальных сетей?

— Положительно, в пределах разумного, конечно. Социальные сети при необходимости могут дать о студенте гораздо больше информации, чем можно получить при встречах в университете. Когда же ты знаешь, что его интересует, как он проводит время, с кем дружит и у кого списывает, ты можешь правильно выстраивать с ним отношения.

Что бы Вы могли пожелать молодым преподавателям?

— Изучить Word, Excel..., С, С++ (перечисление скороговоркой множества компьютерных программ и языков программирования). Обязательно создать свой сайт, чтобы (улыбаясь) войти в историю, и всегда помнить, что маленькие победы ведут к большим достижениям.

Если немного пофантазировать, каким Вы видите образование будущего?

― Образование будет непрерывным, дополненным виртуальной и дополнительной реальностью. Но преподаватель должен остаться для студента Гуру, ведь современная молодежь взрослеет сегодня примерно к 30 годам, и на первый курс к нам приходит ребенок, а выпустить мы должны зрелого, профессионально подготовленного человека, который найдет выход из любой ситуации нашей стремительно меняющейся реальности.