Логотип ЮУрГУ     Приоритет-2030

#Марина Соколова: Задача тьютора — воспитать человека в любви и уважении к знанию

Возможно, кого-то удивит, но институт тьюторства уже был центральной фигурой в университетском образовании. Так, в условиях большой академической свободы Оксфорда и Кембриджа XVI в. тьютор частично принимал на себя обязанности родителей, помогал определять, какие практические занятия и лекции необходимо посетить, содействовал в составлении индивидуального плана учебной работы, наблюдал за выполнением профессорских требований и готовностью учеников к экзаменам.

К XVII в. тьютор уже заменял профессуру в организации индивидуальной учебной работы: выбирал объём и круг необходимых для воспитанников знаний и самостоятельно принимал экзамены и зачёты по итогам освоения выданных им же материалов.

В начале XIX века совет ректоров Оксфорда даже выступил с протестом против ввода германской модели организации учебного процесса, основывающейся на лекционных занятиях: «Отмена тьюторства, ― писали они в своей петиции, ― будет подменять образование информацией, а религию ― псевдоученостью».

Так, может, не случайно так привлекает тьюторство сегодня наших коллег.

О том, нужен ли тьютор российской образовательной системе, готовы ли студенты принять, а преподаватели передать им ответственность за конечные итоги образовательного процесса, беседуем мы с кандидатом экономических наук, советником РАЕН, доцентом кафедры управления инновациями в бизнесе ЮУрГУ, ведущим тьютором Международного института менеджмента ЛИНК Соколовой Мариной Игоревной.

Марина Игоревна, Вы бывший инженер-строитель приходите в образование. Что стало отправной точкой для принятия такого решения?

― В 1997 году я дистанционно начала обучение на курсах программы «МВА-Стратегия», подготовленной МИМ ЛИНК совместно с Открытым университетом Великобритании. Это обучение позволило мне пересмотреть мои взгляды на основы образовательного процесса. Я открыла для себя, что дистанционное обучение может быть очень эффективным, а учеба ― приносить истинное удовольствие. Я буквально влюбилась в эту технологию и стала убежденной ее сторонницей. Когда же у меня в 1999 году появилась возможность самой стать тьютором по программе МВА ЛИНК, я с радостью принялась за дело и ни разу не пожалела об этом, ведь я сама прошла все курсы программы и получила диплом МВА.

Тьютор ― понятие чуждое нашей системе образования. Готовы ли мы сегодня к принятию данного института?

― В переводе с английского тьютор означает наставник, опекун, попечитель. Разве наша история не знает подобного? И все-таки это понятие шире этого перевода. Например, в одних учебных учреждениях развивается направление тьюторского сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья, в других ― дистанционного обучения, в третьих особое внимание уделяется сопровождению внеучебной деятельности. Но главная задача ― помощь в выявлении альтернативных путей в достижении личных целей ― остается неизменной.

Что касается готовности к тьюторству, то думаю, что завтра это станет реальностью, а сегодня в эту систему приходят открытые, энергичные люди, которые хотят, что-то реально сделать.

Как, на Ваш взгляд соотносятся функции преподавателя и тьютора?

― Это сложный вопрос. Ведь сегодня говорят о тьюторе-стажере, тьюторе-наставнике, тьюторе-педагоге, тьюторе-супервизоре, академическом тьюторе. И это совершенно разные роли. В самом обобщенном виде я бы разделила функции преподавателя и тьютора так: преподаватель готовит контент и передает элементы культуры, которые должны закрепиться в виде знаний, умений и навыков; тьютор помогает учащемуся осмыслить свои возможности и перспективы и выстроить свою образовательную траекторию через создание образа себя в будущем.

Насколько я понимаю, слушателям курсов программы МВА ЛИНК предлагается уже готовый контент, который Вы не вправе изменять. Не ограничивает ли это тьютора?

Да, действительно, часть материалов не подлежит редактированию. Но у тьютора есть масса других инструментов, которые дают ему возможность сделать курс неповторимым. Например, самостоятельно спроектированные и проведенные очные встречи (тьюториалы), форум группы (TGF), где можно обсудить интересные темы, поделиться опытом, попросить помощи, круглые столы, куда можно вынести спорные вопросы и найти общее оптимальное решение. Обучение построено на взаимном обмене, и эти партнерские отношения обеспечивают взаимный рост.

Марина Игоревна, как влияет Ваш опыт тьюторства на преподавание при очной форме обучения?

― После технологий ЛИНК я не могу просто читать лекции. Это всегда диалог со студентом. Поточные лекции в 120 человек, на мой взгляд, должны быть сведены к минимуму. Обучение в небольших группах делает учебный процесс намного эффективнее. Я также уверена, что только активное обучение приносит реальную пользу. Ну и, конечно, мой опыт тьютора показал целесообразность переноса таких неотъемлемых элементов активного и дистанционного обучения, как работа в группах, презентации, онлайн-общение и т. п.

Что бы Вы могли пожелать молодым преподавателям?

— Создавать «позитивную атмосферу», психологический комфорт для своих студентов и быть открытыми для их вопросов. Надо уважать своих студентов, стараться быть для них другом и помощником, а не строгим учителем.

Если немного пофантазировать, каким Вы видите образование будущего?

— Образование станет более индивидуализированным, а это меняет взгляд на педагогические отношения в целом: на смену просветительской модели придет сопровождающая. Научить студента учиться и вдохновить его на обучение ― такими, на мой взгляд, станут основные задачи преподавателя-тьютора, ведь большое место будет отведено самообучению.

Scroll to top