#Светлана Боровик: Дорогу осилит идущий

Еще сравнительно недавно наша жизнь текла размеренно и неторопливо и традиционные формы обучения вполне устраивали и педагогов, и их учеников.

Но наступил XXI век — век высоких скоростей и нестандартных решений. Век, который не терпит полузнаек. Именно поэтому самостоятельная работа поднята на самый высокий пьедестал, ибо позволяет эффективно овладевать знаниями и экономить драгоценное и крайне дефицитное время.

Однако есть сферы деятельности, где знания специалистов в обязательном порядке должны быть подтверждены документами, поскольку от их действий зависит благополучие большого числа людей. Несомненно, к такой сфере относится безопасность жизнедеятельности.

О модели повышения квалификации специалистов в области техносферной безопасности с применением дистанционных технологий мы беседуем с директором НАМЦ ЮУрГУ, кандидатом технических наук Светланой Ивановной Боровик.

Светлана Ивановна, программы дополнительного образования с применением дистанционных технологий НАМЦ (кафедра безопасности жизнедеятельности) стала реализовывать с 2011 года. Что послужило толчком для перехода в новый формат?

— Повышением квалификации специалистов кафедра занимается с 2008 года. Традиционно нашими слушателями были представители Челябинска, Челябинской области и соседних регионов. Набирали группу и проводили обучение в ЮУрГУ. Позднее начали проводить обучение на территории Заказчика. Приходилось ездить в ХМАО Югра и ЯНАО. Учитывая, что программы повышения квалификации по продолжительности обучения составляли от 72 часов до 200 часов, проведение их по очной и даже очно-заочной формам было экономически не целесообразно. Именно тогда мы решили попробовать применить дистанционные технологии.

Насколько быстро удалось перестроиться? Как отнеслись преподаватели к новой форме обучения?

— Проверенные временем программы, достаточно богатый профессиональный опыт преподавателей и постоянная, часто индивидуальная, консультативная поддержка ИОДО, конечно, значительно облегчили переход на новые дистанционные технологии. Тем не менее, материал пришлось адаптировать к новому формату, это потребовало дополнительных усилий. Но когда стало увеличиваться число слушателей, расширяться их география, появились первые положительные отзывы слушателей, мы убедились, что стратегия была выбрана правильно.

Насколько актуальна и востребована Ваша сфера образования? Присутствует ли конкуренция?

— Мы работаем в области знаний, которые находятся на границе гуманитарных и технических наук. Законодательная и нормативно-правовая база в области техносферной безопасности (охрана труда, пожарная и экологическая безопасность) постоянно претерпевает изменения, поэтому приходится регулярно актуализировать программы повышения квалификации. Ведомства, с которыми мы взаимодействуем при разработке и согласовании программ дополнительного образования — Рострудинспекция, Ростехнадзор, МЧС, Росприроднадзор и др.

С каждым годом рынок дополнительных образовательных услуг растет. Но сегодня мы уверенно держим свои позиции. Постоянными потребителями наших услуг являются представители Челябинска и Челябинской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

Вы сказали, что с применением дистанционных технологий расширилась география слушателей и увеличилось их число. Расскажите об этом подробнее.

— Мне кажется, что одной из самых важных составляющих успеха наших программ является не просто провозглашение принципов дистанционного обучения, а их реальное воплощение в деятельности. Мы предлагаем нашим слушателям возможность сокращения и продления обучения (обучение с личным темпом), зачисление в любое время года (сопровождение групп ведется непрерывно, даже в период летних отпусков). У нас есть примеры, когда преподаватель, отдыхая в Италии, успешно сопровождал обучение группы на портале. Нам не важно, сколько человек в группе — один или 100. Мы предлагаем слушателям и совмещенные формы обучения — очную форму с применением дистанционных технологий. Например, в течение трех лет по такой форме проводится обучение в городе Нижневартовске. В настоящее время для группы слушателей ЧТПЗ один день в неделю проводятся очные занятия, а остальное время слушатели учатся дистанционно. Все материалы курса доступны слушателям для скачивания.

Аттестация тоже может проводиться дистанционно. Решение выносит комиссия на основании результатов тестирования и выпускной квалификационной работы.

Кроме программ повышения квалификации, в центре проводится обучение по программам профессиональной переподготовки. Что явилось мотивирующим фактором для их создания?

— В соответствии с новыми требованиями профессиональных стандартов, предъявляемых к квалификации работников, специалисты, не имеющие требуемой квалификации, должны проходить профессиональную переподготовку в области техносферной безопасности.

Отвечая на это запрос потенциальных потребителей, центром подготовлены три программы переподготовки «Безопасность технологических процессов и производств», «Противопожарная профилактика в промышленности, строительстве и на транспорте» (504 ч.), «Менеджер по охране труда и промышленной безопасности» (600 ч.). (Подробнее о программах кафедры см.: Каталог «Курсы+Ресурсы») Несомненно, что дистанционный формат делает их еще более привлекательными.

Вы смогли бы назвать одно, но самое важное, на Ваш взгляд, условие успешной реализации дистанционных технологий?

— Желание работать. Сегодня в обучении по программам дополнительного образования участвуют 10 преподавателей нашей кафедры. Благодаря работе каждого из них в интересах общего дела мы можем оперативно разрабатывать новые программы и актуализировать имеющиеся.

Я считаю своего рода признанием нашей деятельности в виртуальной среде тот факт, что НАМЦ принимал участие в программе перепрофилирования военных, и поэтому имеет опыт работы с разноуровневой подготовкой слушателей. В настоящее время ЮУрГУ является членом Сетевого университета Ростехнадзора и разрабатывает программы профессиональной переподготовки по промышленной безопасности.

Есть ли какой-то принцип, которым Вы руководствуетесь в жизни?

— Дорогу осилит идущий.

Если немного пофантазировать, каким Вы видите образование будущего?

— Уход в дистанционное обучение с элементами очного. Главным достижением образования станет тесная связь образования и производств. Например, мы все чаще определяем студентов на практику в организации, работники которых прошли у нас обучение. По программам дополнительного образования обучаются и студенты ЮУрГУ, еще не получившие высшее образование.

Но главное у нас не будет ощущения, что нет времени на сбор новых идей, придет понимание, что успех в профессии обусловлен только личностным ростом.