#Максим Сапронов: «Быть профессионалом — не значит знать все!»

Художник в своей профессии; большой оригинал; увлечен сам, поэтому может увлечь других, учиться легко; считает, что, кроме его дисциплины других нет; задания за гранью привычного понимания истории, выполнять сложно; самый длинный курс, хотя, справедливости ради, надо отметить, что интересный, ― и это все о нем, человеке, который, однозначно, не оставляет равнодушным, кандидате исторических наук, доценте кафедры отечественной и зарубежной истории Максиме Викторовиче Сапронове.


Максим Викторович, с 2010 года Вы преподаете историю в дистанционном режиме. Какое самое главное достоинство технологии Вы бы отметили?

— (мгновенно) Работа в комфортный условиях. (с улыбкой в несколько театральной манере) Уютная домашняя обстановка, чашка горячего кофе, существенные отступления от строгого делового стиля превращают обязанность в удовольствие. На этой позитивной волне, как правило, и приходят новые идеи, как сделать курс интереснее. А часть из них даже мгновенно реализуется.

В своем курсе Вы применили практически все инструменты, встроенные в систему дистанционного обучения «Электронный ЮУрГУ 2.0». Не превращает ли это курс в развлечение?

— Хочу попробовать все, чтобы потом отмести то, что мне не подходит. Со 100-процентной уверенностью могу сказать, что буду использовать интерактивную лекцию, тестирование. Мне интересен в MOODLE SCORM-пакет. Студент, если у него есть возможность увильнуть от выполнения задания или чтения рекомендованной литературы, обязательно воспользуется ею. Но, обучаясь в системе, не ознакомившись с содержанием интерактивной лекции, мала вероятность правильного ответа на встроенные в нее вопросы, а значит, как в игре, путь на следующий уровень закрыт. Используя SCORM-пакет, я вынуждаю студента, например, просмотреть презентации, за просмотр которых система автоматически выставляет оценку, открывая путь дальше. Хитрый студент протаскивает курсор к концу документа в надежде обмануть систему. Но в конце его ждет разочарование ― в презентации нужно просмотреть каждый слайд, только тогда система поставит честно заслуженный балл.

Преимущества использования дистанционных технологий в заочной форме обучения очевидны. Что подвигло Вас использовать их в очном обучении?

— Недостаток времени. Сегодня в учебных планах ярко выраженный акцент на самостоятельной работе. Уложить в 18 часов лекционных занятий тысячелетний период отечественной истории невозможно. Портал позволяет с учетом различной степени увлеченности студента обеспечить им доступ к материалам курса. Причем не только выделить темы, обязательные для самостоятельного изучения, но и обеспечить посредством того же SCORM-пакета личную заинтересованность каждого студента в ознакомлении с ними через оценку на портале как одну из составляющих допуска к экзамену. Вообще я бы отметил, что с применение современных образовательных технологий делает и очное, и заочное обучение полноценнее.

При личном контакте со студентами у преподавателя складывается некий образ каждого студента. Можно ли идентифицировать студента виртуального?

— Конечно. Для того чтобы учиться, тоже нужен талант. Хорошего студента видно по содержанию писем, по вопросам, которые он задает, по числу попыток прохождения тестов, по уровню отправленной контрольной работы. Например, у меня в курсе есть неоцениваемые тестовые задания с подвохом, которые грамотный студент распознает сразу.

Есть ли какая-то фраза, которой Вы руководствуетесь в жизни?

— Одной нет. В разных ситуациях они разные.

А в профессии?

― Быть профессионалом. Это не значит знать все. Достаточно знать принципиальные вещи. Например, понимать причинно-следственные связи в истории. Если я не располагаю какой-то информацией, я найду такие источники, которым можно доверять. И найду их быстро.

Что бы Вы могли пожелать молодым преподавателям?

— Не бояться нового. Проявлять творчество при подготовке материалов и никогда не забывать при этом о студенте.

Если немного пофантазировать, каким Вы видите образование будущего?

— Новые технологии активно набирают обороты. В том, что они будут применяться повсеместно, не сомневаюсь. Заочное обучение однозначно будет дистанционным. Но то, что оно заменит живое общение, ― это не в этой жизни.