Логотип ЮУрГУ     Проект 5-100

#Инна Шумилина: Ирония судьбы, или Возвращение к мечте

ЭВМ и медицина ― две области знаний, которые больше всего интересовали ее после окончания школы. Тогда, в далеком 1980 году, после долгих размышлений она выбрала медицину, чтобы спустя 20 лет уже будучи опытным врачом-аллергологом круто изменить свою жизнь, отдав предпочтение новым образовательным технологиям.

Знакомьтесь, один из первых дистанционных преподавателей нашего вуза ― Инна Владимировна Шумилина.

Инна Владимировна, как так случилось, что Вы уже состоявшийся в медицине специалист, вдруг делаете такой крутой вираж в своей профессиональной деятельности?

— (Улыбаясь) Под влиянием мамы и моих сыновей трех и пяти лет. Когда после рождения второго сына, пришло время выходить на работу, мне согласно требованиям к медицинским работникам предстояла поездка на пять недель в Москву для повышения квалификации. Оставить на столь длительный срок детей я не рискнула. И тут пришли на помощь мамины слова, которые она часто мне повторяла: «решай проблемы по мере их поступления». Учеба в аспирантуре ЮУрГУ по направлению «педагогика высшей школы» показалась мне выходом из сложившейся ситуации, поскольку, с одной стороны, я могла получать дополнительные знания, а с другой стороны, назначенная стипендия позволила отложить выход на работу.

В 2000 году, проходя обучение на курсе подготовки координаторов для системы дистанционного обучения, я познакомилась с Еленой Федоровной Федоровой, которая позднее, став директором тогда Центра дистанционного образования, предложила мне место преподавателя в новой структуре ЮУрГУ. И я приняла это предложение.

Вам легко далось это решение?

— В медицине ― очень важно правильно поставить диагноз. Но еще важнее, на мой взгляд, ― научить человека полноценно с ним жить. И здесь врач должен стать и психологом, и отчасти – педагогом. В какой-то момент я поняла, что мне нравится подробно объяснять пациентам, что будет происходить в их организме под воздействием лечения и при разном к себе отношении, и видеть результаты своего труда. Поэтому некая уверенность, что с ролью преподавателя я справлюсь, была. Дополнительно привлекала возможность косвенно прикоснуться к детской мечте о работе, связанной с компьютером.

Ваша история становления как дистанционного преподавателя тесно переплетена с историей развития дистанционных технологий в вузе. Насколько уверенными с высоты сегодняшнего дня кажутся Вам первые шаги ЮУрГУ в этой области?

— ЮУрГУ, безусловно, был на передовых позициях. Например, упомянутый выше курс, на котором я получила свой первый опыт виртуального слушателя, а затем ― преподавателя, был запущен как совместный проект нашего вуза с Лабораторией средств и технологий дистанционного обучения Института общего среднего образования РАО (Москва) при поддержке американской некоммерческой корпорации «Прожект Хармони, Инк». Обучение полностью проходило в сетевом режиме. Конечно, для России это было необычным явлением.

Вначале курс был рассчитан на корпоративное обучение. Так, моими первыми слушателями были менеджеры высшего звена Норникеля. Затем, ЮУрГУ уже в лице Центра дистанционного образования (прообраза ИОДО) участвует в проекте Национального фонда подготовки кадров по созданию системы повышения квалификации ППС вузов России по использованию дистанционных технологий в учебном процессе. В рамках проекта представители 12 вузов России разработали два интернет-курса: «Методика дистанционного обучения» и «Технология и методика создания дистанционных курсов». В общей сложности по этим программам непосредственно в ЦДО/ИОДО ЮУрГУ прошли обучение свыше 600 человек из более чем 20 городов России и стран СНГ.

Особенно для меня ценен опыт работы в качестве преподавателя с узбекскими коллегами, перед которыми по окончании курсов стояла задача создания системы дистанционного образования в республике. Такого числа кандидатов и докторов наук в одной группе, таких заинтересованных и благодарных слушателей в моей практике больше не было.

Валентина Александровна Киселева, доктор экономических наук, профессор, основатель и первый декан факультета экономики и предпринимательства, … ― Ваша мама. Вы по праву считаетесь династией. Она была замечательный педагог классического обучения, Вы дистанционный преподаватель, имеющий опыт организации учебного процесса от электронной почты и чата до образовательного портала с возможностью интеграции в него массы внешних инструментов. Насколько разным был у вас взгляд на учебный процесс?

— Думаю, что он не сильно различался. Именно от нее я переняла постулат «Главный человек в вузе ― это студент». Учебный процесс должен быть построен так, чтобы максимально эффективно подготовить выпускника, востребованного на рынке труда. А уж как это сделать ― вопрос второй. Кстати, мама в последние годы очень наглядно иллюстрировала свои лекции презентациями, пользовалась Интернетом для поиска информации, электронной почтой для переписки с аспирантами.

Вообще, она на каком-то очень тонком, интуитивном уровне всегда предугадывала новые направления и тенденции в развитии не только отдельного факультета, вуза, но и системы образования в целом. Видимо, сказывался опыт и экономиста (она ведь пришла в вуз с производства, с должности начальника планового отдела треста ЧМС), и педагога (думаю, что это качество было у нее врожденным). Она как творческий человек всегда была готова начать что-то новое, перспективное. Однако творческий полет всегда основывался на трезвом экономическом расчете, потому, что она отвечала не только за себя, но и за целый коллектив. Это чувство высокой ответственности всегда ее отличало.

Еще в конце 70-х годов прошлого века она, молодой преподаватель, в составе Лаборатории деловых игр ИС ф-та ЧПИ во главе с Б. Н. Христенко разрабатывала и успешно внедряла в подготовку экономистов для строительной отрасли тестирование, деловые игры. С мастер-классами (как сейчас бы это назвали) участники проекта побывали во многих вузах СССР и всегда получали восторженные отзывы и находили последователей.

Удивительно, но уже в 1997 году ее факультетом была организована подготовка специалистов и бакалавров из числа российских граждан, проживающих в США. К 2002 году было подготовлено 56 человек, которые в режиме телеконференцсвязи успешно защитили выпускные квалификационные работы и получили диплом ЮУрГУ. Для сравнения ― ИОДО был создан лишь в 2004 году!

Так что мне всегда было на кого ровняться.

Что бы Вы могли пожелать молодым преподавателям?

— Не ставить себя на пьедестал. Периодически оценивать свою деятельность глазами студента, быть увлеченным своим предметом и открытым для всего нового преподавателем. Тогда есть шанс, что ваш предмет станет и для студентов самым главным.

Есть ли какая-то фраза, которой Вы руководствуетесь в жизни?

— Делай, что должно, и будь, что будет, ― говорила мне когда-то мама, а теперь я говорю ее своим сыновьям.

Если немного пофантазировать, каким Вы видите образование будущего?

— Студент во все времена останется студентом. А вот роль преподавателя изменится. Он станет своеобразным проводником в лабиринте знаний.

Scroll to top