#Татьяна Карачарова: Сопротивление изменениям — это нормально
Мы живем в интересное время, поскольку можем наблюдать, как на ключевые позиции практически во всех областях нашей жизни выходят молодые специалисты поколения Y, поколения так непохожего на предыдущее, поколения, которое характеризуется глубокой вовлечённостью в цифровые технологии, стремлением к самовыражению. Они не хотят быть винтиками, сливаться с толпой. Они активны, трудоспособны и ждут отдачи от своего труда и большего участия в принятии решений.
Насколько отличается их взгляд на образование, мы попытались выяснить в беседе с молодым преподавателем ИОДО Татьяной Александровной Карачаровой.
Татьяна Александровна. Вы пришли работать в университет, когда представителей вашего поколения больше привлекала карьера предпринимателя, менеджера, юриста. Это было стечение обстоятельств или осознанный выбор?
— Наверное, рано или поздно человек приходит к тому, о чем мечтает в детстве. Сколько себя помню, я всегда видела себя в роли учительницы, поэтому (улыбаясь) все мои игрушки были грамотными, ведь у них каждый день были уроки по математике и русскому языку. Поступив в университет, с первого дня меня не покидало чувство, что я училась в нем всегда, настолько комфортной была атмосфера вуза. Может быть, поэтому спустя год свой приход на кафедру экономической теории в качестве секретаря я расценила, как возвращение домой.
Вы помните, с чего началось Ваше увлечение дистанционными образовательными технологиями?
— Наша кафедра в числе первых в университете стала использовать Adobe Connect для трансляции лекций на филиалы и представительства и образовательный портал «Электронный ЮУрГУ» — для работы со студентами в межсессионный период. Для многих преподавателей дело это было новое и ко мне обращались с просьбами оказать помощь при работе в виртуальной среде. Именно этот первый опыт работы с инструментами электронного обучения стал для меня стартовой площадкой. В ИОДО я пришла в мультимедийную лабораторию, где в мои обязанности входило именно то, что я делала из личного интереса на кафедре. Мне нравилось настраивать систему, создавать структуру хранилища записей лекций преподавателей, наблюдать, как из хаоса рождается определенный порядок.
Сегодня Вы уже преподаватель, в прошлом году повысили свою квалификацию, получив диплом магистра педагогики в Московском педагогическом государственном университете. Я знаю, что в процессе обучения многие мероприятия проходили в виртуальной среде. Насколько отличается столичный уровень от уровня дистанционного обучения в нашем вузе?
— У нас, действительно, была довольно редкая специализация — электронные образовательные технологии. В нашей группе обучались взрослые, уже состоявшиеся в профессии люди с разных уголков России. Мы все по достоинству оценили готовность наших преподавателей оперативно откликаться на наши запросы. Но я с уверенностью могу сказать, что уровень и нашего вуза выглядит вполне достойно. Я бы сказала, что у нас одинаковые проблемы, и одинаково большое желание решать их.
В советские времена было клише «он прошел путь от ... и до ...», когда хотели сказать о человеке, который знает все тонкости своей профессии. Вы, по сути, можете оценить организацию учебного процесса с применением дистанционных технологий и со стороны студента, и со стороны преподавателя, и со стороны администратора. На что, на Ваш взгляд, следует обращать внимание?
— Если бы у каждого преподавателя была возможность одновременно совмещать две роли (обучаемого и обучающего), то они бы поняли, как поняла это я в магистратуре, насколько важно четко сформулировать задания, требования к его оформлению и критерии оценки; насколько необходим студенту оперативный отклик преподавателя на его работу или вопрос; насколько продуктивным бывает организация обсуждений сложных вопросов и насколько бережно следует относиться ко времени друг друга, работая в границах отведенного для изучения дисциплины срока. Уже после первого семестра обучения в качестве магистранта, мне захотелось многое изменить в читаемых мною дисциплинах.
Немало зависит и от администратора: своевременная информация о графиках сессий, консультаций, оперативное информирование об изменениях в расписании и т. д. (после короткой паузы.) Наверное, все-таки неслучайно темой моей диссертационной работы стали педагогические основы управления дистанционным обучением в вузе.
Обычно я задаю вопрос, что Вы можете посоветовать молодым преподавателям. Но сегодня мы его немного перевернем и спросим: «Что бы Вы хотели сказать преподавателям с большим опытом работы?»
— (задумалась) Уважаемые старшие коллеги. У вас фундаментальная база знаний, вы знаете как лучше подать материал, на что следует обратить особое внимание, какими средствами можно более точно измерить результаты обучения. Мы более уверенные пользователи компьютерных программ, мы в курсе последних технологий. Вместе мы могли бы создавать интересные курсы при условии, что наши отношения будут по-настоящему партнерские.
Есть ли какая-то фраза, которой Вы руководствуетесь в жизни?
— Не помню когда, возможно после изучения одноименной дисциплины, я осознала, что сопротивление изменениям — это нормально. С тех пор внутреннее нежелание перемен я воспринимаю как нечто временное и стараюсь заставить себя, откинув скепсис, сделать шаг им навстречу. Как правило, потом оказывается, что это было не зря.
Если немного пофантазировать, каким Вы видите образование будущего?
— Сейчас многие опасаются, что преподаватель в скором времени может остаться не у дел. Но ведь и сегодня в Интернете есть все. Тем не менее, студент нуждается в проводнике в мире информации. Преподаватель анализирует ее, отсеивает второстепенное, дает ориентиры, где быстро найти самое достоверное и как лучше это использовать. Я думаю, эта тенденция сохранится еще надолго.