#Лилия Нигматуллина: Воля способна изменить даже линии на наших ладонях
«Не существует никаких секретов достижения успеха. Единственное, что нам на самом деле нужно — тщательная подготовка, добросовестная работа и извлечение уроков из поражений». Очень верное высказывание, не правда ли? Слова экс-госсекретаря США, генерала Колина Пауэлла на сто процентов подтверждает Лилия Рауилевна Нигматуллина, успешно сочетающая преподавательскую деятельность в ИОДО с работой по оказанию юридических услуг и представлению интересов физических и юридических лиц в судах Челябинской области.
Насколько отличается взгляд практика на образовательный процесс в вузе и что необходимо сделать, чтобы качество подготовки специалистов устраивало работодателя, мы попытались выяснить в ходе этого интервью.
Лилия Рауилевна, Ваша основная деятельность не связана с образованием, что привлекает Вас в профессии преподавателя вуза?
— Так было не всегда. Скорее, я преподаватель, который благодаря развитию образовательных технологий получил возможность работать по специальности, поменяв местами приоритеты.
Вы можете описать свой первый опыт использования новых образовательных технологий?
— Я проходила курсы повышения квалификации дистанционно. Это был положительный опыт, поэтому, когда мне предложили поработать в качестве дистанционного преподавателя, я, не задумываясь, согласилась. Было необычно и достаточно интересно записывать лекции на видео и пересматривать их. В очередной раз убедилась, что наше представление о самих себе зачастую не совпадает с реальностью. Пару лекций даже решила перезаписать, настолько была недовольна собой. Вначале несколько смущало отсутствие «живой» аудитории студентов, мгновенной реакции на выступление, невозможность установить, насколько понятно излагаю материал. Но потом пришло понимание, что в дистанционном обучении есть свои особенности.
Какие из них Вы считаете главными?
— Читая лекцию в виртуальной среде, Вы должны постоянно представлять себе студента, обращаться к нему. Речь в пустоту не находит отклика. Интерес слушателя пропадает уже на первых четырех минутах записи.
Использование современных технологий облегчает или усложняет работу преподавателя?
— Значительно облегчает. Доступ к порталу открыт круглосуточно, можно проверять работы в любое удобное время и из любого места, где есть Интернет. Сама работа на портале организована четко, логично и системно.
Помогают ли образовательные технологии по основному месту работы?
— Скорее да, чем нет. Появляется опыт выступлений без реакции аудитории, что усиливает доказательственную силу выступлений в судебном процессе.
Что бы Вы изменили в современной организации учебного процесса как представитель работодателя?
— Я бы установила преподавателям сроки для проверки работ студентов, при нарушении которых автоматически идет соответствующий сигнал как преподавателю, так и его непосредственному руководителю.
Как Вы относитесь к участию работодателя в разработке учебных программ? Кто, на Ваш взгляд, должен инициировать эту работу и в каких формах может происходить взаимодействие образовательных учреждений и потенциальных работодателей?
— Отношусь положительно. Инициатива однозначно должна исходить от обеих сторон. По поводу форм взаимодействия — вопрос сложный. Представляется, что это может быть, например, видеоконференция, где работодатели изложили бы свои требования к требуемому специалисту, а студентам была бы предоставлена возможность задать интересующие их вопросы. В свою очередь образовательные учреждения, проанализировав результаты состоявшегося онлайн-общения, могли бы внести корректировки в учебный план.
Является ли, на Ваш взгляд, привлечение практиков к работе в качестве преподавателей необходимым условием качественной подготовки специалистов? В каком соотношении это целесообразно?
— Безусловно. Даже хорошо усвоенные теоретические знания без опыта их применения — бессмысленны. Целесообразное соотношение 70/30 (30% практиков).
Необходима ли дополнительная подготовка преподавателям-практикам? Если да, то в каких формах она должна проявляться?
— Скорее да. И в первую очередь в плане методики преподавания. Кроме этого, сложность вызывает руководство дипломниками. Хотелось бы получить четкие требования к выпускным квалификационным работам, и особенно в части формулировок предмета, объекта исследования и его научной новизны.
Являясь преподавателем-практиком, привлекаете ли Вы студентов к решению своих профессиональных задач? В каких формах это происходит? Как относятся к этому студенты?
— Нет, не привлекаю. Но думаю, что это реально, например, в форме решения ситуационных задач. Студенты могли бы анализировать и подбирать судебную практику для какого-либо судебного процесса. На сегодняшний момент не реализую в силу того, что работа, как правило, срочная, а студенты не соблюдают сроки выполнения заданий.
Существует ли какая-то крылатая фраза, которой Вы руководствуетесь в жизни или своей профессиональной деятельности?
— Да. Воля способна изменить даже линии на наших ладонях.
Если немного пофантазировать, каким Вы видите образование будущего?
— Исключительно виртуальное.
Что бы Вы могли сказать своим коллегам, если бы перед Вами была поставлена задача привлечь их к активному использованию новых образовательных технологий в своей деятельности?
— Не стоит отказываться от нового, даже если вы не видите точек соприкосновения с вашей деятельностью. Адвокаты могут дистанционно давать консультации, составлять документы. Действующим законодательством предусмотрена возможность участвовать в судебных разбирательствах с использованием видеоконференцсвязи. И пусть сегодня, в силу неудовлетворительной технической оснащенности судов общей юрисдикции, эти формы не применяется, а используются исключительно для участия подсудимых из мест лишения свободы/содержания под стражей, завтра все изменится к лучшему.