Логотип ЮУрГУ     Приоритет-2030

#МарияДвойнишникова

Талантливый и смелый педагог-новатор

Идеальный преподаватель университета – это увлеченный работой профессионал, который владеет современными технологиями обучения. Именно таким педагогом является Мария Павловна Двойнишникова, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Русский язык и литература» Института социально-гуманитарных наук ЮУрГУ.

Мария Павловна, расскажите, почему Вы решили связать свою профессиональную деятельность с филологией?

— Мой выбор профессии был определен, скорее всего, семейной традицией. Несколько поколений женщин в моей семье были библиотекарями и учителями, а моя мама была учителем именно русского языка и литературы. Поэтому для меня это был достаточно простой выбор — у меня со школьных лет проявилась тяга к преподаванию и интерес к литературе и языку. И чем больше я этим занимаюсь, тем больше я понимаю, что язык и литература — это одна из самых интересных областей, которые можно изучать, это основа хорошего воспитания, это показатель культуры человека и общества в целом.

После окончания Южно-Уральского государственного университета Вы остались работать в родном вузе. Почему Вы приняли такое решение?

— Когда начался последний год моего обучения в университете, я сразу поняла, что как-то не готова расстаться с ЮУрГУ, с преподавателями нашей кафедры, с учебой вообще. Я не представляла, что я окончу университет, получу диплом и все, никогда больше не вернусь в стены родного вуза. Мне, наверное, не хватило еще пары лет обучения. Той самой магистратуры, может быть, что есть сейчас на нашей кафедре. Не хватило общения с преподавателями нашей замечательной кафедры, с которой у нас (студентов) сложились очень теплые отношения. Не хватило той университетской учебной суеты, которая сопровождает любого студента. Я даже устроилась на другую работу после окончания вуза, но, как только получила приглашение преподавать на своей кафедре, сразу, не раздумывая, согласилась и не жалею до сих пор о своем решении.

Вы преподаете очень интересные дисциплины. Какая из них Вам ближе всего?

— Конечно же мне ближе всего дисциплины литературоведческого цикла, которые ведутся у филологов. Потому что это то, что является сферой моих научных интересов и вектором моей научной деятельности. Это и история зарубежной, русской и мировой литературы, и анализ текста, и стиховедение и проч. Все эти дисциплины по-своему уникальны и невероятно интересны. Но филологическое образование также позволяет мне преподавать и лингвистические дисциплины. Например, культуру речи на других факультетах. И это тоже уникальный опыт, т.к. общение со студентами других направлений помогает посмотреть на языковую ситуацию и на процесс обучения языку и культуре речи с совершенно другой стороны.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Мария Павловна, какие современные технологии Вы применяете в рамках педагогической деятельности?

— Используя технические возможности, которые предоставляет наш университет, и активно сотрудничая с ИОДО, преподаватели кафедры русского языка и литературы активно разрабатывают и используют электронные учебные комплексы (ЭУК) при преподавании разных дисциплин на очной и заочной форме обучения. Изначально такой вид работы применялся только для одной дисциплины у студентов-заочников, т.к. такая дистанционная форма работы была удобна. Затем мы применили возможности ЭУК для студентов очной формы, переведя часть самостоятельной работы, контрольных заданий в учебно-образовательный портал «Электронный ЮУрГУ 2.0». Сейчас я уже не представляю своего преподавания некоторых дисциплин без данных технологий. С этого года мы участвуем в опыте внедрения технологии смешанного обучения в высшей школе.

Как Вы считаете, почему в настоящее время так активно развивается дистанционное обучение? Способно ли оно полностью заменить традиционное?

— Как мне кажется, полностью заменить традиционное образование дистанционным будет все-таки неправильно. Человеческий фактор, то есть роль наставника, его авторитет, во все времена играл огромную роль в деле образования и воспитания человека. Когда мы анализируем, что повлияло на наше становление и развитие, то неизменно вспоминаем своих учителей — школьных педагогов и преподавателей университета. Интенсивное же развитие дистанционного обучения связано прежде всего с развитием современных технологий, компьютеризацией общества и, как следствие, с появлением и активным внедрением этих новых приемов, форм и средств обучения.

Бывают также случаи, когда студент в силу каких-либо причин не может посещать занятия, и тогда дистанционная форма взаимодействия с преподавателем оказывается прекрасной альтернативой посещению занятий. По этой же причине столь популярна сейчас такая форма обучения, как вебинар, которая позволяет, не выходя из дома, пройти курсы повышения квалификации.

Какие курсы повышения квалификационные, связанные с применением новых технологий, Вы прошли? Каким образом используете полученные знания?

— Курсов повышения квалификации мной пройдено много. Это и «Организация учебного процесса с использованием кредитно-модульной системы обучения», «Технология и методика подготовки электронных учебно-методических ресурсов», «Информационно-коммуникативная компетенция преподавателя вуза», «Менеджмент в научно-образовательной сфере», «Координатор учебного процесса в СДО Moodle (базовый уровень)» и др. Все из перечисленных курсов очень помогли мне в разработке, оформлении и функционировании электронных учебных курсов, которые являются методическим сопровождением и удобным организационным инструментом большинства преподаваемых мной дисциплин.

Какие дисциплины в системе «Электронный ЮУрГУ» Вы преподаете? Для кого они предназначены?

— В рамках «Электронного ЮУрГУ» я преподаю дисциплину «Русский язык и культура речи» для студентов очной и заочной формы обучения разных направлений и факультетов.

Второй год подряд Вы являетесь лидером рейтинга преподавателей ЮУрГУ, которые активно применяют новые технологии в образовательном процессе. В чем секрет Вашего успеха?

— Наверное, секрет успеха состоит в том, что я вижу огромные возможности в применении современных технологий в образовании студентов, а также нахожу время и силы их применять в своей деятельности. Электронные учебные курсы очень четко структурируют материал дисциплины, позволяют снабдить и разнообразить учебно-методический материал, необходимый студенту для изучения, оптимизируют работу и проч.

Также я работаю по балльной системе оценивания, которая также хорошо видна в структуре электронного курса. Это очень дисциплинирует и преподавателя, и студента. Формируются четкие и понятные критерии оценивания любого вида работы, которые не дают возможности субъективной оценки. Студент имеет возможность проконсультироваться с преподавателем, задать организационный вопрос в любое время, посмотреть, какой балл за какой вид работы он получил и почему. «Электронный ЮУрГУ» — это очень удобная и эффективная помощь в работе преподавателя.

Мария Павловна, какими будут, на Ваш взгляд, российские университеты через 10 лет?

— Я думаю, в основном они останутся прежними, но вберут в себя то лучшее, что может предложить информатизация и компьютеризация, о которых мы уже вспоминали. Появятся новые формы работы со студентами, новые приёмы их обучения и взаимодействия с ними. К примеру, мы уже сейчас наблюдаем, каким мощнейшим подспорьем становятся социальные сети, которые в силу своей мобильности позволяют налаживать и поддерживать диалог со студентами и общение посредством которых гораздо удобнее, чем взаимодействие через электронную почту.

 

Scroll to top