Логотип ЮУрГУ     Приоритет-2030

#Елена Колмычевская. Эксперт в области дистанционного обучения

Елена Сергеевна Колмычевская, директор образовательного центра «Детский интернет-университет», каждый день работает с виртуальной аудиторией. Она учит преподавателей ЮУрГУ проектировать кастомизированные курсы, использовать дистанционные технологии обучения и находить способы вовлечения школьников и студентов в образовательный процесс.

Несколько лет вы работаете в Институте открытого и дистанционного образования Южно-Уральского государственного университета. Почему вы выбрали для построения карьеры именно это структурное подразделение?

– С самого начала своего пути я хотела связать карьеру с образовательной средой, а в дистанционное образование, можно сказать, попала случайно. Ведь на тот момент для большинства педагогов и абитуриентов оно было еще чем-то мало знакомым и доверия к нему было немного, но его положительные стороны и перспективы завораживали.  Помимо этого, когда я пришла сюда в 2011 году, на меня очень сильное впечатление произвело руководство института – Александр Алексеевич Демин (директор ИОДО) и Ольга Борисовна Елагина (заместитель директора ИОДО). Это люди, которые не боятся нового, занимаются саморазвитием и развитием членов коллектива, никогда не останавливаются на достигнутом и по-хорошему «болеют» за свое дело – внедрение электронного обучения в ЮУрГУ. За все время работы здесь передо мной ставились самые разные задачи: от помощи преподавателям в проведении вебинаров до открытия целых направлений. Коллектив, нестандартные задачи и постоянное развитие – вот почему я ни разу не пожалела о своем выборе!

Вы окончили бакалавриат и магистратуру по направлению «Психология». Какие знания, полученные в вузе, помогают Вам в работе?

– Я являюсь сторонником идеи о том, что образование должно давать фундамент, некую стартовую площадку для дальнейшего развития человека. И не всегда при выборе специальности на этапе поступления в университет мы понимаем, кем будем работать после этого. Психологическое образование в этом отношении выигрывает по сравнению с другими специализациями: что может быть универсальнее, чем понимание природы человека, закономерностей развития его психики? Психологические знания помогают при решении широко круга задач: мотивации слушателей курсов, оценке эффективности обучения, подготовке тестов достижений, учете индивидуальных особенностей обучающихся при разработке учебных курсов и при их проведении, и даже в продвижении курсов.

Насколько мне известно, вы сторонник концепции «образование через всю жизнь» (Lifelong Learning). Почему, на Ваш взгляд, данный подход является оптимальным для современного человека, который стремится достичь успеха?

– Здесь я, наверное, не скажу ничего нового. Наш мир стремительно меняется. Чтобы быть в нем успешным, уже недостаточно иметь однажды полученные знания. На мой взгляд, успех рождается благодаря способности человека адаптироваться к окружающим его условиям, а для этого нужно расширять свои знания, знакомится с трендами, пробовать их на себе и после этого составлять на основе полученной информации собственное мнение и планировать траекторию своего дальнейшего развития.

Каждый год вы обучаете педагогов нашего вуза на курсах повышения квалификации и программах профессиональной подготовки. Чем отличается работа с преподавателями от взаимодействия со студентами?

Почти ничем. Среди слушателей, состоящих из преподавателей вузов, как и среди студентов, встречаются вдумчивые и старательные учащиеся, хотя и без списывания не обходится ни там, ни там. Преподавательская аудитория более критично оценивает организацию и содержание курса. Поэтому несколько лет назад мы ввели во все наши программы формы обратной связи: это позволяет собирать мнение коллег, учитывать их педагогический опыт и делать курсы лучше.

Одно из направлений вашей деятельности – это создание электронных кастомизированных курсов. Что это такое? И почему интерес к таким образовательным продуктам с каждым годом возрастает?

– Кастомизированными называются курсы, настроенные под потребности заказчиков обучения (учащихся, работодателей и  преподавателей, ведущих связанные дисциплины). Когда педагогический дизайнер и автор-разработчик курса приступают к его созданию, первый вопрос, который стоит перед ними: «Что студент/слушатель сможет сделать по окончании этого курса?», затем: «Что ему для этого нужно уметь делать/знать?». И так по цепочке курс растет, при этом важно ничего не упустить, не спросить со студента того, чему мы его не научили. Такое дробление позволяет точно определять источник затруднения студента, вовремя его отслеживать и помогать разобраться с ним.

В электронных кастомизированных курсах в обязательном порядке используются приемы персонализированного обучения, например, учебные материалы дублируются в нескольких форматах: текстовом, видео, графическом. Там, где это возможно, в курс внедряется многоступенчатое тестирование, которое позволяет адаптировать сложность теста к уровню подготовки тестируемого.

Немаловажно привлекать к разработке таких курсов предприятия-партнеров университета. Например, составлять промежуточные и итоговые задания курса на основе реальных профессиональных задач или включать в курс небольшие видео-лекции от практикующих специалистов.

Интерес к подобным курсам возрастает в связи с повсеместной тенденцией к созданию персонализированного контента. В электронном обучении проблема мотивации студентов к обучению стоит более остро, чем в очном. Обучение на расстоянии без ежедневного расписания занятий, без очного контакта с преподавателем требует от учащихся высокой степени самоорганизации. Алгоритмы выдачи рекомендаций и система отслеживания прогресса учащихся, встроенные в курсы, дают им неоспоримое преимущество. Ведь для любого слушателя и студента важно быть услышанным и получать обратную связь.

Вы являетесь руководителем образовательного центра «Детский интернет-университет». Расскажите, как родилась идея создать этот образовательный проект?

– Эта идея появилась у нас с Ольгой Борисовной еще в 2011 году, когда мы размышляли о том, как расширить электронную аудиторию программ дополнительного образования. Примерно в то же самое время в Казанском федеральном университете открылся первый в России детский университет, но он был и остается по сей день очным. Надо отметить, что детские университеты есть в 43 странах мира, а также существует Европейская ассоциация детских университетов, которая насчитывает 24 члена-учредителя. Глобально воплотить эту идею мы не могли долгое время, но старались реализовывать небольшие проекты и мероприятия, решающие те же задачи: популяризацию науки, профессиональное развитие и повышение заинтересованности преподавателей в работе с детьми, знакомство школьников с ЮУрГУ с первого класса. А уже благодаря проекту 5-100 и открытию в 2017 году в нашем институте видеостудии, мы смогли поставить процесс производства научно-популярного видео для детей на поток и открыть образовательный центр «Детский интернет-университет». Я горжусь тем, что наш проект отличается от аналогичных тем, что мы единственные, кто полностью вышел в интернет-среду на открытые площадки.

Какие специалисты входят в команду Детского интернет-университета?

– Когда мы только готовились к открытию центра, было принято решение взять в команду молодых и энергичных ребят, которые близки по духу нашей целевой аудитории. Поэтому мы провели два творческих конкурса среди студентов нашего вуза, обучающихся на специальностях «Реклама и связи с общественностью» и «Технология художественной обработки материалов». Мне кажется, очень здорово, что победители этих соревнований стали полноценными членами нашей команды – это дизайнер Валя Туфленкова и специалист по продвижению Полина Турчик.

Расскажите о самых ярких проектах Детского интернет-университета.

– Самая первая рубрика, запущенная на нашем канале – это #ПредельноКратко. В ней преподаватели ЮУрГУ популярно рассказывают о фактах из самых разных областей знаний (политология, философия, психология, социология, филология, история, правоведение).

С Александром Николаевичем Беляевым (руководителем «Клуба интеллектуальных технологий») мы готовили сразу несколько проектов. Во-первых, это курс для младших школьников «Капитан Врунгель – мастер ТРИЗ», в ходе которого детям предлагается с помощью приемов ТРИЗ решать необычные задачи и помогать Капитану Врунгелю выходить из сложных ситуаций. Во-вторых, рубрика, которая будет интересна ребятам постарше, студентам и даже взрослым людям – #Прокачайся. В роликах этой серии Александр Николаевич делится секретами ораторского мастерства, приемами подготовки к публичному выступлению и эффективного планирования своего времени.

Рубрика #ПрофВопрос мне очень нравится тем, что в гости к ДИУ приходят интересные люди – практикующие специалисты и активные студенты, они делятся тем, как найти свой путь, свое признание, куда приложить энергию и как реализовать свой потенциал.

Один из самых свежих проектов ДИУ – #ГероиБесконечности. Ведущий этой рубрики критик, литературовед Дмитрий Владимирович Харитонов рассказывает о русских писателях, поэтах и их знаменитых произведениях. Открывают серию ролики, посвященные Михаилу Юрьевичу Лермонтову.

Что в первую очередь должен учитывать преподаватель, который готовит курс для учащихся Детского интернет-университета?

– Мне кажется, не так важно, кто конкретно является вашим слушателем:  малыш, подросток, студент или пожилой человек; технарь или гуманитарий. Важно, чтобы человек, который хочет поделиться знаниями с окружающими, любил свое дело, свою дисциплину или предмет исследования. Именно таких учителей мы запоминаем лучше всего. Поэтому самое главное условие для тех, кто готовится принять участие в проекте ДИУ, это искреннее желание рассказать о той области науки, которой вы живете, и тем самым пробудить интерес к ней у зрителей.

Если заглянуть в будущее, то каким вы представляете через три года Детский интернет-университет?

– Мне бы хотелось, чтобы ДИУ стал местом притяжения для любознательных ребят со всей России и, может быть, со всего мира. Для этого мы старательно работаем над расширением научных направлений, которым посвящены наши видеоролики и учебные курсы. Мы планируем переводить контент на несколько иностранных языков. Одна из целей ДИУ – создавать научно-популярное видео совместно с другими предприятиями и организациями, чтобы наши юные зрители могли познакомиться не только с преподавателями, сотрудниками и студентами ЮУрГУ, но и с практикующими специалистами из других областей. Мы надеемся, что это поможет ребятам делать более осознанный выбор профессии и расширять свой кругозор.


Официальный сайт Детского интернет-университета (ДИУ): https://deti.susu.ru/

YouTube канал ДИУ: https://www.youtube.com/c/ДетскийИнтернетУниверситет

Группа ДИУ в Вконтакте: https://vk.com/deti.susu

Scroll to top