#Галина Поллак: «Никогда не сдаваться!»
В жизни каждого человека имеется опыт общения с преподавателем. Но спустя годы в памяти остаются лишь те, кто способен выходить за рамки клише, иметь смелость признаваться себе в невежестве и через постоянное самосовершенствование обновляться в силе. К таким преподавателям, безусловно, относится и кандидат технических наук, доцент, сертифицированный бизнес-аналитик Кампуса «BaseGroup Labs» Галина Андреевна Поллак, 40 лет своей жизни посвятившая обучению студентов... Не случайно беседой именно с этой женщиной мы открываем нашу рубрику «#Люди».
Галина Андреевна, на заре становления дистанционного обучения в вузе Вы в числе первых стали сотрудничать с Институтом открытого и дистанционного образования. Что явилось определяющим фактором — дань моде, личный интерес, необходимость идти в ногу со временем или желание быть интересным современному студенту?
— (Улыбаясь) Наверное, и первое, и второе, и третье. И хотя я бы не оценила сегодня тот первый опыт как положительный, он важен для меня. Ведь поражение — это трамплин к новой попытке. Пришло понимание, что дистанционное обучение требует высокой мотивации и самоорганизации и от студента, и от преподавателя. Я в этом абсолютно уверена, поскольку сама неоднократно обучалась дистанционно, повышая собственную квалификацию. Есть свои тонкости в организации подачи материала, трудности с обратной связью. Например, как почувствовать, что записанная на видео лекция воспринята студентом, как проникнуть в его рассуждения по поводу выполнения заданий. В аудитории лектор читает лекцию каждый раз по-новому. Кроме того, в ней помимо воли преподавателя заложен и некий воспитательный момент. Но самое главное, это мгновенная обратная связь. Вопросы, допущенные ошибки студентов заставляют учиться вместе с ними.
То есть Вы против электронного обучения?
— Нет, я считаю, что первое высшее образование должно быть очным. Оно закладывает основы. Электронное обучение — это мощный вспомогательный инструмент, к которому необходимо обращаться обдуманно. Я, например, против использования социальных сетей в обучении. А вот дистанционные технологии, на мой взгляд, практически незаменимы для повышения квалификации.
Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов: предлагаются иное содержание, иные подходы, иные технологии. Какие современные образовательные технологии используете Вы в своей практике?
— В ментальные карты легко укладывается онтология дисциплины, поэтому я использую их при обучении информатике; метод кейс-стади при обучении программированию позволяет гибко фиксировать и корректировать результаты работы каждого студента; балльно-рейтинговая система оценивания — хороший инструмент мотивирования студента.
Использование современных технологий облегчает или усложняет работу преподавателя?
— На начальном этапе освоение новых методик, технологий, конечно, требует значительных усилий, но потом затраты окупаются с лихвой. Курс становится более доступным для понимания, приходит удовлетворение от результатов труда, когда студенты демонстрируют более высокий уровень владения материалом.
Есть ли технологии, которые хотелось бы освоить в ближайшее время?
— Конечно. На это меня мотивируют студенты центра элитной подготовки ВШЭУ ЮУрГУ. Большое желание разобраться в нейросетевых технологиях и применить их в своей научной работе. Преподавание — процесс увлекательный. Он заставляет меняться вместе со временем.
Что бы Вы могли пожелать молодым преподавателям?
— (Не задумываясь) Гореть и не сгорать. Когда-то примером такого преподавателя стал для меня мой научный руководитель профессор Цыганков Владимир Александрович, благодаря которому я состоялась в профессии.
Есть ли какая-то фраза, которой Вы руководствуетесь в жизни?
— Никогда не сдаваться! На первый взгляд она может показаться несколько высокопарной. Но за ней стоит большой смысл. Жить интересно. Хочется узнать, что будет завтра, через год, через 10 лет...
Если немного пофантазировать, каким Вы видите образование будущего?
— Фундаментальным и технологичным. Ведь человеку придется конкурировать с высоким машинным интеллектом.