#Михаил Цымблер: Второй шаг будет легче
«Здорово жить в момент, когда все в мире меняется, и чувствовать токи прогресса в кончиках пальцев, лежащих на клавиатуре» — написал когда-то Джулиан Ассанж, австралийский интернет-журналист и телеведущий, основатель WikiLeaks. То же самое, наверное, может сказать и наш гость, человек, который начал свою преподавательскую деятельность с самых загадочных и актуальных в конце прошлого столетия в России дисциплин.
Так, каков он взгляд информатика на образовательный процесс, какие перемены ждут преподавателей и студентов в ближайшее время мы и попытались выяснить у кандидата физико-математических наук, начальника отдела интеллектуального анализа и виртуализации Цымблера Михаила Леонидовича.
Михаил Леонидович, в этом году в университете по программе 5-100 впервые проходил конкурс педагогического мастерства, где Вы выступили в качестве конкурсанта с лекцией «Современные технологии интеллектуального анализа данных» и даже стали победителем в номинации «Признание школьников». Что явилось стимулом к участию в этом конкурсе?
― Во-первых, это было удачное стечение обстоятельств: среди приглашенных слушателей были учащиеся лицея № 11, в котором учится мой сын, а я обещал прочесть им эту лекцию. Во-вторых, читать лекции аудитории, которая знает меньше, — это своеобразный вызов, поскольку всегда бывают непредсказуемые вопросы, которые могут поставить преподавателя в тупик, и самое трудное заключается в том, что отвечать надо быстро и понятно.
Существует ли зависимость между возрастом и потребностью аудитории в других инструментах, кроме голоса?
― Кафедра системного программирования, где я работаю, регулярно проводит открытые уроки информатики для школьников выпускных классов. Цели лектора при этом несколько иные: если студентам надо объяснить, то школьников следует впечатлить, «заразить» своим интересом к предмету лекции. А впечатлить можно только яркими примерами, визуальными образами из реальной жизни, подачей материала под другим углом зрения. Поэтому презентация должна быть обязательно. Хотя не думаю, что взрослой аудитории это менее интересно.
Является ли использование информационных технологий условием удержания интереса аудитории к теме лекции?
— И да, и нет. Многое зависит от мастерства лектора и степени владения им материалом и новыми технологиями. В целом же, конечно, важно, чтобы развитие системы образования совпадало с вектором развития отношений человека с информацией.
Сегодня много говорят о том, что учебный материл должен быть представлен по-новому, и это требует от преподавателя дополнительных компетенций. Как Вы считаете, это по силам преподавателям, чье творчество существенно ограничено учебной нагрузкой?
— Разработка — огромный труд. Иногда на создание только одного слайда может потребоваться час. Но затраты с лихвой окупаются, если в результате создан яркий образ, который работает. Не стоит бояться использовать результаты труда других коллег, соблюдая, конечно, их авторские права. Труд преподавателя оценивается степенью вовлеченности студента в предмет изучения, а это неизбежно требует от него постоянного профессионального роста. Первый шаг всегда труден, но второй будет легче. И так шаг за шагом дополнять или изменять уже созданное. Образно говоря, вложился сегодня, получил результат завтра, а послезавтра появится свободное время и для науки.
Как Вы относитесь к дистанционному обучению, использованию в учебном процессе социальных сетей и насколько, на Ваш взгляд, актуальна сегодня необходимость формирования бренда преподавателя?
― В настоящее время рынок образовательных услуг предлагает много качественных дистанционных курсов, я и сам проходил некоторые из них. Уверен, что, если студент успешно прошел курс дистанционно, у него должно быть право на перезачет схожей по содержанию дисциплины в вузе. Но при этом преподаватель должен знать содержание перезачитываемого курса, а студент — подтвердить свои успехи. Скорее всего, в ближайшей перспективе так и будет, пока же нам мешает российский менталитет и социальная незрелость среднего студента.
Мне кажется, что в дистанционном обучении ставку на социальные сети делать не стоит, обучение должно быть организовано на образовательных площадках. Но допускаю, что в отдельных случаях использование соцсетей имеет смысл.
Что касается бренда преподавателя, то, наверное, к этому надо стремиться, если тебе есть что сказать. Например, можно распространять свои лекции через личный канал YouTube не только для студентов своего вуза. Это круто, но обязывать всех преподавателей делать так ни к чему.
С изменением приоритетов в образовании преподаватель, кроме учебной деятельности, должен проявлять себя и как ученый. Насколько студент вписывается в эту модель?
— Полностью вписывается. Студент должен быть участником научного исследования. Число студентов, вовлеченных в научные исследования, не может быть нулевым по той простой причине, что курсовые и дипломные работы — это тоже научные исследования. На нашей кафедре в выпускных квалификационных работах студенты решают конкретные прикладные задачи под заказ организаций. Конечно, это не всегда чистая наука, но есть и чисто научные работы.
Кстати, на вовлечение студентов в науку влияет не только их интерес к теме исследования, но и возможность хорошо заработать участием в проектах, поддержанных грантами. Причем это не обязательно будут гранты на проекты, которые инициированы научным руководителем курсовой или выпускной работы. Сейчас и наш университет, и многие региональные и российские частные и госструктуры предлагают конкурсы грантов для студентов. Многие студенты это отслеживают, подают заявки. И правильно делают!
Есть ли какая-то фраза, которой Вы руководствуетесь в жизни?
― (Улыбаясь) Первое, что приходит в голову, это слова А. В. Суворова «Обязан — значит могу!».
Каким Вы видите образование будущего?
― По словам Жака Фреско «если технология не освобождает людей от рутины, чтобы они могли преследовать более высокие цели человечества, тогда весь технический прогресс бессмысленен». Уверен, что технический прогресс имеет смысл, и очень надеюсь пожить во времена, когда преподаватель больше времени будет посвящать научным исследованиям.
Что бы Вы сказали своим коллегам, если бы Ваша речь была ограничена одним абзацем текста?
― Раз уж мы избрали эту профессию, у нас нет другого выхода, как только двигаться вперед. Умные студенты есть всегда, не стоит их бояться, они помогают нам расти в профессии. Не стоит бояться, что преподаватель станет не востребованным. Несмотря на то, что совокупный интеллект наших студентов в аудитории может быть невероятно высок, у них, как правило, нет систематизации знаний. А у преподавателя все разложено по полочкам, и он всегда знает, что и с какой полочки нужно взять, чтобы получить результат.