#Светлана Кривоногова: Эффект позитивной психологии
В каждом из нас заложен огромный позитивный потенциал, ресурс, позволяющий конструктивно преодолевать трудности и развиваться. Это, как личное солнце. Но, к сожалению, далеко не каждый может этот невидимый источник чистой энергии переводить в видимый эффект профессиональной деятельности. На это способны люди неординарные, к которым, несомненно, относится кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной и зарубежной истории Кривоногова Светлана Анатольевна.
Светлана Анатольевна, Вы производите впечатление позитивного и активного человека, поэтому не удивляет, что Вы в рядах тех, кто стремится идти в ногу со временем. Вы помните свой первый опыт обращения к современным образовательным технологиям?
― (Вздыхая) Все в этой жизни начинается с проблем. И мы не стали исключением. Имидж нашего университета как сильного технического вуза естественно ограничивал нашу абитуриентскую аудиторию. Мы понимали, что на развитие мышления детей влияет большое количество факторов, и среди них, возможно, самое сильное оказывают электронные средства коммуникации. Вот тогда и возникла идея детского веб-лектория, ориентированного на формирование устойчивого интереса к гуманитарным наукам. Таким образом, мы надеялись вовлечь заинтересованных школьников в гуманитарную среду университета, института и факультетов, уйти от практики подготовки абитуриентов для других вузов.
Первую дистанционную лекцию прочел И. В. Сибиряков, а мы с Т. В. Раевой выступили в качестве модераторов. Для нас это был первый подобный опыт, и мы радовались, как дети, появлению каждому новому зарегистрированному слушателю, каждому новому вопросу. Это мероприятие убедило нас в правильности направления нашего движения.
Дистанционные технологии используются только в работе со школьниками?
— Если говорить об институте, то у нас есть преподаватели, например, М. В. Сафронов, Е. В. Гредновская и другие, которые работают со студентами полностью дистанционно. Имеют опыт проведения вебинаров О. Ю. Никонова, Ю. Ю. Хмелевская. Т. Ф. Семьян, Н. Н. Шлемова. Есть у нас замысел создать онлайн-курсы для обучения учителей. В качестве рекламы мы планируем разместить в открытом доступе лекции наших ведущих преподавателей. У нас работают ученые с мировым именем (например, И. В. Нарский, А. В. Епимахов), которых у нас, к сожалению, знают немногие. И эту несправедливость хотелось бы устранить.
По сути, Вы сейчас затронули вопрос о бренде преподавателя. Насколько важным кажется Вам эта особенность современной жизни?
— Бренд преподавателя сегодня очень важен. Общение с абитуриентами позволяет мне говорить о том, что сегодня им не все равно, кто будет их учить. Я не говорю уже об их родителях.
Есть ли у Вас личный опыт дистанционного обучения?
— Скорее, это можно назвать попытками, приближением к опыту. Но на тот момент я была не совсем уверенным пользователем ПК, и мне не хватило собственного ресурса. Однако образование сегодня должно удовлетворять потребностям мышления нового типа, порожденного современным миром. Очевидно, что именно Интернет и новые коммуникации выражают это новое отношение человека к информации. Поэтому задача сегодня «взять из прошлого огонь, а не пепел».
Значат ли Ваши слова, что профессия преподавателя в ближайшем будущем станет не востребованной?
— Ни в коем случае, я говорю немного о другом. Развитие цивилизации явно демонстрирует сдвиг в пользу умения быстро переключаться. Поэтому формы подачи материала и инструменты обучения должны соответствовать времени. Что касается взаимодействия студента и преподавателя, то вопрос популярности и осознанного выбора — разные вещи. Идти на поводу у несформированного студента ошибка: пришел в вуз — будь добр соответствовать вузовским требованиям.
Преподаватель независимо от формы обучения — залог того, что студент получит проверенную информацию. Особенно это актуально для исторической науки, ведь не секрет, что уровень исторического сознания у нашего населения чрезвычайно низок. Студенту преподаватель необходим как оппонент при обсуждении тем. Чтобы дискутировать как специалист, необходимо сформироваться как личность, иметь свою точку зрения, не противоречащую логике исторического развития.
Если честно, при чтении своих дисциплин мне постоянно хочется ограничить информационное поле. История — субъективная дисциплина, в ней много гипотез, много предположений, что может рассеивать внимание студента. Поэтому моя мечта создать онлайн-хрестоматию, где собрать самые интересные видеоматериалы, историческую хронику, документы, авторитетные научные статьи, в том числе и дискуссионные.
Вы находитесь в числе тех людей, кто активно включился в работу по созданию детского университета. Что Вы ждете от этого проекта?
— Во-первых, формирования устойчивой, заинтересованной аудитории потенциальных абитуриентов нашего вуза и вовлечения ее в научные исследования университета. Во-вторых, популяризации наших преподавателей. В-третьих, приобретения нового опыта.
Уже на стадии обсуждения рождается много идей по поводу содержания курсов, которые мы можем предложить. Это социология для чайников, философия для детей, практическая философия, Конкурс почемучек по истории и т. д. Если все удастся реализовать, имидж университета от этого однозначно выиграет.
Новый проект — это старт новых возможностей, нового мышления как для преподавателей, так и для наших потенциальных студентов-гуманитариев, которые связывают свое успешное профессиональное будущее с Южно-Уральским государственным университетом.
Каким Вы видите образование будущего?
— Наверное, более вариативным, практикоориентированным, проектным, с большей возможностью для реализации интереса студента, его специализации. Мотивация к обучению сегодня в большей мере носит прикладной характер, но образование должно давать возможность удовлетворять и духовные потребности человека. Изменится и информационная база, но не в плане объема и скорости поступления новой информации (хотя и этот процесс неизбежен), а в плане реального доступа к любой качественной информации. Сегодня, к сожалению, еще остро ощущаются ограничения доступа, что существенно отражается на научной работе преподавателя. Думаю, новые технологии позволят преподавателю уделять больше времени для саморазвития за счет снижения учебной нагрузки.